На Петербургском международном юридическом форуме состоялась
сессия, посвящённая алиментам. Эксперты обсудили повышение эффективности взыскания алиментов и перспективы дальнейшей борьбы с должниками.
Вопрос алиментов имеет широкий юридический контекст. За последние годы государством были предприняты решительные шаги в сфере наведения порядка в ситуации с алиментами. Механизмы взыскания существенно улучшились. Становится шире номенклатура ограничений для злостных неплательщиков алиментов. Скоро вступит в силу, пожалуй, самое главное нововведение в истории страны, связанное с взысканием алиментов: будет запущен публичный реестр неплательщиков алиментов. Резюмируя, тема алиментов продолжает оставаться актуальной - всегда интересно послушать, какие ещё «казни египетские» придумает государство для нерадивых родителей.
Что касается «казней египетских», то задумки в этом направлении весьма масштабные. Первый же спикер, Первый заместитель Министра юстиции Евгений Забарчук показал, что шутить с неплательщиками алиментов государство не намерено. Он указал, что эта тема очень важна с точки зрения социальной значимости. Защита социально-незащищённых слоёв граждан является приоритетом государственной политики.
«К сожалению, не все лица, которые обязаны выплачивать алименты, добровольно выполняют свои обязанности. В таком случае Федеральная служба судебных приставов взыскивает задолженности в принудительном порядке и делает это достаточно эффективно. Сегодня взыскание алиментов обеспечивается на 92% из числа общих исполнительных производств по этой проблематике», - сообщил Забарчук.
Первый замминистра отметил, что, несмотря на это, порядка 120 тысяч граждан не могут взыскать алименты. В рамках принимаемых Минюстом мер Первый замминистра напомнил о создании Единого публичного реестра неплательщиков алиментов, в который войдут граждане, привлечённые к административной и уголовной ответственности за неуплату алиментов, а также находящиеся в розыске. Этот реестр начнёт работать 25 мая 2025 года.
«Мы полагаем, что после запуска реестра ситуация радикально изменится. Работодатель подумает, надо ли такого человека принимать на работу. Не думаю, что женщина, зная, что мужчина находится в реестре, захочет с ним связать свою жизнь. Нахождение в реестре станет публичным ярлыком неблагонадёжности данного человека в рамках рабочих и семейных отношений и серьёзным профилактическим элементом», - заявил Евгений Забарчук.
Первый замминистра юстиции также перечислил новые ограничения, которые могут ввести в отношении злостных неплательщиков элементов.
«Первое: запрет на пользование интернет-сервисами, в том числе порталом Госуслуг. Второе: запрет на приобретение билетов повышенной комфортности на воздушный и железнодорожный транспорт. Третье: запрет злостным должникам по алиментам поступать на государственную и муниципальную службу. Должникам могут запретить брать кредиты, за исключением целевых займов, которые будут направлены на погашение задолженности. Также есть ряд предложений не столь однозначных и могущих вызвать общественный резонанс. Первое: это запрет на регистрацию юридического лица и ИП. Второе: запрет на приобретение недвижимости и транспортных средств. Третье: запрет на постановку недвижимого имущества на кадастровый учёт и регистрацию права собственности, а также запрет на регистрацию транспортного средства. Запрет на открытие банковских счетов. Возможно, это звучит одиозно, но судьбы 120 тысяч детей, нуждающихся в помощи, требуют принятия самых жёстких мер. Хватит уже играть в игры. Нужно, чтобы земля горела у них под ногами», - неожиданно свирепо завершил свои размышления о злостных неплательщиках алиментов Евгений Забарчук.
Модератор сессии, проректор по научной работе Всероссийского государственного университета юстиции Владимир Гуреев, подводя итоги выступления Первого замминистра, отметил, что государству необходимо создавать такую действительность, чтобы алименты были выгоднее платить, чем не платить. Формирование ореола изгоя в обществе для человека, злостно уклоняющегося от уплаты алиментов, — это тренд правильный и укладывающийся в такую реальность.
Под особым углом на проблему предложил взглянуть председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Фёдор (Лукьянов). Он заметил, что все говорят о правах детей, о правах женщин и мужчин, но никто не говорит о правах семьи как части общества. Семья сейчас не является субъектом права. По мнению священника, очень важно поднимать этот вопрос на высшем государственном уровне. Отец Фёдор задал весьма справедливый вопрос: были перечислены многочисленные наказания и ограничения, но захотят ли люди после принятия таких мер вообще вступать в отношения и создавать семьи? Чтобы избежать этого, необходимо идти по пути признания права субъектности за семьёй и по пути отхода от моделей, вписанных в Семейный кодекс. По мнению Отца Фёдора, Семейный кодекс необходимо реформировать.
«Необходимо поднимать социальный статус семьи, чтобы молодой мужчина хотел создать семью и чтобы женщина помогала ему в этом. Сегодня действительно тяжелейшая ситуация с брачными союзами. Семья – это основа общества и государства. В семье воспитывается гражданин. Семья – это институт, который воспроизводит любовь в обществе», - поделился своим мнением отец Фёдор.
Завершил сессию руководитель Федеральной службы судебных приставов Дмитрий Аристов. В своём выступлении он напомнил, что одной из главных задач службы является поиск доходов, на которые можно обратить взыскание с целью погашения задолженности по алиментам.
«Инструментов принудительного давления настолько много, что мужчина может попасть в такую ситуацию, в которой жизнь практически заканчивается. Мы готовы признавать приоритет взыскателя. Но вместе с тем, мы общаемся со всеми сторонами и поверьте, крайне некорректно могут вести себя обе стороны. Их не то, что за стол не посадить, они видеть друг друга не могут», - рассказал Аристов.
Глава ФССП подчеркнул, что некоторые должники бегают от приставов по всей стране. Безусловно, искать и взыскивать – это работа судебных приставов, но им должны помогать другие институты общества. В первую очередь, институт работодателя.
«Нет ничего зазорного в том, чтобы работодатель проверял своего работника при приёме на работу и уведомлял в случае необходимости ФССП. Не надо искать должника. Он устраивается на работу и тут же исполнительный лист поступает на стол работодателя. Введение обязательной проверки устраивающихся на работу хотя бы с помощью вступающего в силу реестра существенно ускорит взыскание долгов по алиментам и их направление на содержание ребёнка», - полагает Аристов.
Соглашаясь с мнением Первого замминистра юстиции Евгения Забарчука о необходимости создавать недружелюбную среду для должника, Аристов тем не менее отметил, что при этом нужно оставлять должнику право на жизнь и на достоинство. Возможно, создание публичного реестра злостных неплательщиков алиментов мотивирует должников более ревностно относиться к своим обязанностям и вовремя погашать имеющиеся задолженности.
«По нашим оценкам, в начале реестр будет содержать 190 тысяч человек. Пожалуйста, он открыт. Доска позора открыта. Желаю мужчинам никогда туда не попадать!», - резюмировал Дмитрий Аристов.